Получают все большее распространение объекты, с разнообразным сложным оборудованием, требующим круглосуточного к себе внимания. Думаю что в скором времени и не останется иных объектов, а эксплуатация будет основана на идее солидарности. По этому поводу и сочинил данное наставление.
На создание этого наставления меня сподвиг документ Полный Функционал Управления, содержащий шаблон для детализации частных этапов социально-экономических процессов в формате ПФУ 8*4. Преобразовал документ так, чтобы получился порядок действий дежурного инженера по ПФУ (полной функции управления). Вопросы правда к первому этапу ПФУ, который остаётся за кадром данного руководства.
Наставление по управлению коллективной эксплуатацией сложных технических систем.
1. Сбор информации. Работа со средой.
1.1. Активный поиск информации, касающейся процессов эксплуатации оборудования:
- неформальной (событий, истроий, мнений, фактов, сплетен, слухов, анекдотов, отзывов, претензий и т. п.);
- формальной (техническая документация, регламенты, проектные решения, инструкции и т. п.).
1.2. Целевая коммуникация с целью выявления персонально-личностных характеристик пользователей оборудования, таких как:
- особенности различных групп пользователей оборудования;
- техническая грамотность пользователей;
- уровни ответственности пользователей;
- порядок активности пользователей в отношении оборудования;
- особенности взаимоотношений пользователей друг с другом, которые могут влиять на порядок использования оборудованием.
1.3. Разработка и внедрение методов поиска и способов фиксации информации. Порядок распространения информации и доступа к информации заинтересованными лицами.
2. Анализ информации. Выявление меры нормальности и отклонений от нормы.
2.1. Обработка собираемой информации с целью извлечения меры нормального функционирования оборудования, отражаемой в:
- степени удовлетворённости потребностей пользователей;
- соответствии параметров режимов эксплуатации допустимым пределам;
- перечне сигналов, доступных к считыванию и их трактовке.
2.2. Выявление прямых и косвенных признаков и сигналов нормального функционирования или отклонений от нормы для ранней диагностики потенциальных проблем.
2.3. Угадывание мест и пробелов потенциально присутствующей, но не полученной информации.
3. Мониторинг. Работа с историей.
3.1. Отслеживание соответсвия режимов работы и эксплуатации оборудования на предмет их отклонения от нормы.
3.2. Расширения списка, меры (или других способов представлений) о всех возможных состояниях оборудования и действиях пользователей.
3.2. Корректировка меры нормальности при получении новой информации.
3.3. Отслеживание жизненного цикла изделий и оборудования, как перспективно полезных историй.
3.4. Сопоставление новых развивающихся историй со старыми случившимися историями.
4. Прогнозирование. Работа с будущим.
4.1. Выявление на основе анализа информации вероятных отказов оборудования, а также потенциальных действий пользователей, которые могут не соответствовать нормальным или привести к ненормальным состояниям.
4.2. Составление вероятных сценариев развитий событий и стечений обстоятельств при различных возможных исходных состояниях и предпосылках.
4.3. Предсказание методом аппроксимации случившихся событий на пространство возможных событий, относительно состояний оборудования и действий пользователей.
4.4. Перспективы ненормальных состояний оборудования и способы их избежать или быстро восстановить нормальность.
5. Потенциальные опасности. Спасти, предотвратить, сохранить.
5.1. Выявление и формализация вероятных аварийных состояний, требующих быстрых, чётких, однозначных и слаженных действий по устранению аварийных состояний.
5.2. Планирование коллективных действий по мониторингу признаков потенциальной аварии.
5.3. Составление регламента действий в аварийных состояниях.
5.4. Составление регламента, позволяющего минимизировать вероятность возникновения аварийных состояний.
6. Работа с людьми. Человеческий фактор. Человек как цель.
6.1. Ненавязчивое включение пользователей в соучастие по пунктам, приведенным выше.
6.2. Донесение до пользователей избранной информации, которая может быть им полезна в смысле:
- уменьшения вероятности отклонения от нормы процесса функционирования оборудования;
- уменьшения времени выявления отклонений от нормы;
- овладевание пользователями понимания о причинах неудовлетворения их потребностей и способах вернуться к норме или избежать ненормы;
- ускорения возврата к норме после отклонений.
6.3. Налаживание коммуникаций с целью получения информации.
7. Разработка алгоритмов. Автоматизация безсознательного.
7.1. Разработка алгоритмов по осуществлению предыдущих этапов.
7.2. Выработка автоматизмов поведения и стереотипов распознавания информации, реализующих алгоритмы.
7.3. Размещение в безсознательном автоматизмов и стереотипов.