Проблемы отрасли противопожарных работ нарастали уже давно, а кризис их обострил еще больше. А тут еще появление новых СП и ГОСТ, которое уже давно напрашивалось, но обречено упереться в стену из проблем.
Проблемы надо решать и один из способов решения - укрупнение.
В статье "Кому адресованы нововведения в требованиях к пожарной автоматике" были обозначены ряд проблем отрасли и предпосылки обострения этих проблем с введением новых ГОСТ и СП.
В других статьях были рассмотрены нововведения в ГОСТ на ППК, ППУ и ППКУП и нововведения в СП5.
Коротко и лаконично все проблемы отражаются в нескольких сообщениях Телеграмм-канала Пожарка (клуб профессиональных участников отрасли:
Одним из способов решения проблем является монополизация укрупнение производителей противопожарных работ.
И это направление уже заявлено и на слуху у всех.
Но мы не будем применять толерантные термины, а скажем прямо - монополизация.
Я уже описывал однажды случай из практики как монополизация противопожарных работ привела к их улучшению.
Но это было давно и в других социально-экономических условиях.
Сейчас же в России монополизация, как бы мы ее не называли, скорее всего ни к чему хорошему привести не может.
Тем более что многие проблемы отрасли и были всего лишь побочным эффектом демонополизации.
Государство не для того приложило усилия для демонополизации отрасли, чтобы решать текущие проблемы монополизацией.
Думаю отрасль противопожарных работ хороший полигон для социальных экспериментов.
Или может быть реальность изменилась настолько, что все тезисы, приведенные в статье "Зачем Государству нужна пожарная сигнализация" стали не актуальными?
Как тут не вспомнить "Снипы-хрипы".
Но будем наедятся на лучшее, и одним из способов пути к лучшему есть централизация.
Что хорошего может быть в монополизации противопожарных работ.
1. Более профессиональные исполнители работ, имеющие больший опыт.
2. Более эффективное выполнение работ в результате большого количества выполняемых работ.
3. Отсутствие конкуренции по черному, когда экономия идет уже на АКБ и гофре.
4. Мощные производители работ, способные пресекать попытки заказчиков требовать выполнять противопожарные работы плохо или не создавать условия для их надлежащего выполнения.
Способы монополизации противопожарных работ.
1. Отсечка несоответствующих.
Так была осуществлена монополизация в указанном выше примере.
Но есть проблема - никто не соответствует нормам и требованиям!
То-есть флагом монополизации может быть и "отсечка несоответствующих", но в реальности будет происходить нечто другое.
2. Жирная прокладка.
Формализация коррупционных отношений превращает коррупционные отношения в законные.
Есть опасность, что любая монополизация в условиях РФ в итоге пройдет по этому сценарию.
Будет монополист и бесправные субподрядчики, а для отрасли ничего не изменится.
Монополист заберет весь бюджет развития и нормализации работ.
3. Инженеризация.
Во главу ставится производитель.
Подобный подход увидел при монтаже системы Esmi.
Человек, осуществляющий программирование системы Esmi, должен быть авторизованным производителем специалистом. Кроме ключа ПО должен также предъявляться персональный ключ инженера.
Можно потребовать чтобы производитель центральных приборов осуществлял сертификацию инженеров, вводящих в эксплуатацию систем безопасности.
4. Проектный подход.
Помню фильм из детства про Архитектора Мендисабаля. Там говорили, что дом построил именно архитектор.
Проектная организация может стать во главу всего жизненного цикла системы безопасности.
Проектная организация будет контролировать заказчика и подрядчика, осуществляя авторский надзор за процессом внедрения.
5. Сетевая системная интеграция.
В регионах уже наблюдается появление "системных интеграторов" - фирм, у которых в штате нет ни проектировщиков, ни инженеров, ни монтажников. Фирма получает заказ и ищет для выполнения всех работ шабашников.
К такой форме организации работ постепенно приходят все производители работ по системам безопасности.
Собственно этот процесс и является причиной ухудшения качества работ - так почему же тут он предлагается как способ решения?
Вероятно Государство должно как-то возглавить этот процесс, создав правила игры.
Предполагаю что как только это будет сделано должным образом - тут же возникнет новый способ системной интеграции - сетевая системная интеграция, которая приведет к взрывообразному укрупнению.
Такая себе централизация с одновременной децентрализацией
Стоит этот вариант рассмотреть подробнее.
6. Банкротство лишних.
Можно объявить, что через год будет произведена отсечка несоответствующих и дать время начать соответствовать. Конечно чтобы начать соответствовать необходимо затратить немалые средства.
Лишние, не вписавшиеся в рынок, самоупразднятся.