Методическое пособие заказчику. Содержание.
Решение проблем ТО СПА на объекте. Методическое пособие заказчику.
1. Откуда берутся недобросовестные Исполнители.
2. Как Исполнитель может не выполнить регламент.
3. Как превратить Исполнителя в ответственного.
1. Назначение СПА.
Прежде всего, нужно четко понять - зачем нужна СПА. Это понимание позволит развеять иллюзию о том, что СПА нужна всего лишь для галочки в журналах и документах.
Цель СПА - минимизация катастрофических последствий чрезвычайных происшествий и уменьшение вероятности, что чрезвычайное происшествие превратится в катастрофу.
Но глупо вести битву за доли вероятности большой ценой, если есть простые шаги повышения вероятности того, что система отработает как надо.
Нормы правила и разрабатываются с учетом этого. И для этого и выполняется ТО.
2. Фактор сложности СПА.
Жизненный цикл СПА предполагает несколько этапов: замысел, проект, реализация, эксплуатация.
Следует ожидать, что замысел уже содержал изъян, а проект и реализация были выполнены по одному критерию - минимизация затрат. Если где-то убыло, то где-то прибыло – и эксплуатационные затраты должны будут компенсировать это.
Получается что, поскольку на всех предыдущих этапах жизненного цикла были по максимуму сэкономлены деньги, то в системе накопилась ущербность, которая выльется в сложности технического обслуживания.
Кроме фактора минимизации затрат, последнее время наблюдается значительное усложнение СПА в последнее время. Происходит это из-за повышенных требований к функционированию и техническим параметрам компонентов СПА.
Нет, новых требований пока что не вводится – просто начинают требовать выполнение всех, введенных до этого. Кроме того, в ближайшем будущем предполагается еще большее усложнение систем.
Таким образом, можно быть уверенным, что Исполнителю работ по ТО СПА потребуется затратить должное время и привлечь специалистов достаточной квалификации.
3. Изменение видения ситуации Исполнителем и Заказчиком.
В статье «Проблемы ТО СПА на объекте. Откуда берутся недобросовестные Исполнители» описана предыдущая модель реальности, в которой возводился в квадрат идеал безответственности.
Но голосованием за новую Конституцию россияне показали, что желание перемен назрело и перезрело.
А для того чтобы не кричать «Перемен», несясь в стену лбом, как 30 лет назад - необходима ответственность и осознанность.
Ради этого мы и потратили столько слов, чтобы определить «как есть и кто виноват» в предыдущей статье. Виноваты все. И даже было обнаружено что слово «недобросовестность» тут не уместно. А называть это надо было «безответственность».
Теперь надо отвечать на вопрос «что делать?».
4. Перевод Исполнителя в состояние ответственности.
Необходимо сразу же настроить исполнителя на конструктивную работу, для чего необходимо выполнить, по крайней мере, следующее.
1. Показать Исполнителю свою заинтересованность в состоянии системы.
2. Не показать Исполнителю свою не компетентность, а показать грамотность.
3. Уверить своим настроением (но не угрозами) Исполнителя, что безответственность с его стороны будет неприемлема.
4. Идеально было бы сразу войти в без-эмоциональные отношения, но в РФ это сложно.
5. Доминирование со стороны Заказчика должно быть отеческое и ласковое.
6. Солидарность – это не пустое слово. Требуя солидарности со стороны Исполнителя - Заказчик и сам должен проявлять это качество.
7. Документация. Отношение к документации – это дисциплина. Какими бы глупыми не казались записи в журналах – это ритуал, к которому надо относиться как к уставу. Не надо стесняться и жалеть времени в этом вопросе.
5. Солидарность.
На этом необходимо заострить внимание.
Солидарность (в кооперативном, а не в корпоративном смысле) не может быть односторонняя, ведь это свойство множества.
Распространенный подход заказчика: «мы вам платим деньги, поэтому делайте, как хотите» - не ведет к достижению цели (повышению вероятности работоспособности СПА).
Идти на встречу нужно с двух сторон.
Но солидарность не должна быть сговором: мы вам платим только за документы, а вы можете ничего не делать.
6. Вопросы, которые помогут выявить проблемные места у Исполнителя.
Задавание правильных вопросов позволит настраивать исполнителя на нужный лад. В этих вопросах для исполнителя содержится, кроме самого вопроса, также и информация о том, что Заказчик внимателен и ответственен.
Ответы на эти вопросы позволят выявить состояние СПА и самого Исполнителя.
Не надо сразу же задавать все вопросы. Каждое плановое ТО необходимо задавать один из них.
Вот самые меткие вопросы, но их список может быть расширен:
1. Измеряют ли они сопротивление шлейфов и линий управления?
2. Есть ли в системе контроль целостности линий управления и как это проверяется.
3. Какое время работает система на одних АКБ в дежурном и тревожном режимах.
4. Как часто продуваются датчики.
5. Какое напряжение на выходе из прибора с отключённом входе 220В.
7. Что надо контролировать в деятельности Исполнителя в первую очередь.
Понятно, что Исполнитель затем и нанят, чтобы исполнить работы, облегчая функционирование Заказчика.
Но можно выделить простой список основных моментов, которые особенно сильно влияют на достижение цели (максимизацию вероятности того, что система будет работоспособна в нужный момент времени):
1. При каждой проверке делать сработку разных шлейфов и проверять выдачу сигналов неисправности при нарушении разных линий связи и компонентов.
2. Проверять соответствие срабатываемого шлейфа таблице шлейфов и номера, отображаемого на приборе.
3. Проверять также прохождение сигнала неисправность при коротком замыкании и обрыве шлейфа.
4. Также проверять прохождение сигнала неисправности для линий управления и оповещения.
5. Периодически делать сработку с отключёнными 220В и проверять время работы от резервного питания.
6. Проверять соответствие порядка отрабатываемых сценариев алгоритму работы СПА.
7. Проверять соответствие сигналов, выдаваемых приборами управления тому, какие проверки производятся.
8. Проверять, чтобы каждое состояние индикаторов прибора СПА, в которые система попадает при проверке, было описано в руководстве по эксплуатации.
9. Определить периодичность контроля дежурным индикации на панели прибора управления на предмет соответствия дежурному режиму, описанному в руководстве.
8. На какие моменты документации нужно обратить особое внимание.
1. Фиксация ложных сработок, неисправностей и непонятных ситуаций в журнале отказов.
2. Фиксация в журнале отказов моментов устранения неисправностей.
3. Наличие документа с описанием алгоритма работы системы.
4. Исполнительные чертежи с трассировками маршрутов шлейфов и расположения датчиков.
5. Если система адресная, то должен быть чертеж с обозначением адресов у каждого датчика.
6. Наличие документа с каналами связи с исполнителем, в котором должно быть несколько телефонов.
7. Наличие документа с порядком действий дежурного по управлению прибором СПА с описанием режимов работы и порядком перехода между этими режимами.
8. Наличие документа с простым и понятным порядком действий по определению места и причины сработки СПА.
Выводы.
Правильная настройка Заказчиком процесса выполнения работ по ТО СПА Исполнителем позволит обеспечить достижение цели минимальными временными и эмоциональными затратами.