Содержание.
Решение проблем ТО СПА на объекте. Методическое пособие заказчику.
1. Откуда берутся недобросовестные Исполнители.
2. Как Исполнитель может не выполнить регламент.
3. Как превратить Исполнителя в ответственного.
Причины.
Прежде чем приступать к решению проблем, связанных с ТО СПА, следует ознакомиться с причинами проблем. Так сказать с фиксацией текущего момента. Проблемы ТО СПА возникают, в первую очередь, по причине того, что цели Заказчика и Исполнителя в современном экономическом строе разные.
Более того, эти цели не соответствуют цели существования самой СПА – ни Заказчику, ни Исполнителю СПА не нужна.
Заказчику нужно, чтобы у Органов было меньше поводов его обидеть с минимальными затратами на это.
Исполнителю нужно заработать как можно больше денег в единицу времени – и чтобы ему за это ничего не было.
Между этими сущностями: Заказчик, Исполнитель, СПА - и возникает компромисс.
Казалось бы – какой компромисс может быть, если регламент технического обслуживания однозначен?
Необходимость компромисса возникает из-за нескольких моментов, которые вносят неопределенность в конфигурацию объекта. В результате этой неопределенности один и тот же список оборудования, предъявленного к техническому обслуживанию Заказчиком, может требовать от Исполнителя совершенно разного времени на выполнение работ по ТО.
1. Не формализуемые особенности объекта, вносящие неопределенность.
1.1. Отличие в объектах.
Одни и те же названия работ в строчках регламента в реальности занимают различное время на их выполнение. Различия в этом времени могут быть существенными. Например, датчик может быть доступен для прочистки со стула, а может быть на высоте 11 метров и без возможности подъезда спецтехники.
1.2. Состояние СПА на объекте.
Старость.
Соответствие нормам.
Документированность.
История жизненного цикла, уже пройденного СПА.
Деловой климат на объекте.
Согласование работ и другие «поедания» времени объектом.
Работа «за других» по выполнению чужих недоделок или устранению лажи.
1.3. Требования к степени выполнения регламента.
Заказчики, договариваясь с исполнителем о стоимости работ, часто (всегда) идут на уменьшение стоимости работ методом выкидывания из списка работ части работ.
Хорошо если эти моменты оговариваются (понятно, что устно - а не договором).
Но часто это само собой подразумевается.
Потом возникают коллизии, когда заказчик, заключивший договор на 1000р. требует, чтобы ему выполнили работ на 10 000р.
1.4. Проблемы объекта.
Состояние СПА на объекте может быть таковым, что сам собой напрашивается отрицательный акт о состоянии СПА.
Например, школа, датчикам дыма на которой 11 лет, все линии выполнены кабелем ШВВП, а речевые оповещатели установлены только в коридоре. И нет никаких документов на СПА (проектов, актов ввода).
Почти все школы такие!
И как-то на этих школах СПА обслуживаются.
Если строго следовать нормам, то такие школы необходимо закрыть.
2. Свойства реальности, как определяющие факторы качества ТО.
2.1. Конкуренция и стоимость.
Все, описанные выше проблемы, не являлись бы проблемами, если бы исполнитель учел все возможные вероятностные характеристики - и договорная стоимость оказалась бы приемлемой для Исполнителя при любом стечении обстоятельств.
Но существует конкуренция – и Заказчик объявляет тендер, выбирая Исполнителя, назначившего минимальную стоимость.
Последнее время вообще происходит монополизация принятия решения о стоимости работ заказчиком - и цена, предлагаемая заказчиком, определена заранее.
Стоит ли говорить, что эта цена заведомо ниже, чем порог рентабельности деятельности по ТО - и заранее понятно, что исполнитель, взявшийся за такое ТО, не будет выполнять работы в полном объеме – все стоит денег.
Заказчика понять можно.
Но зачем так делает исполнитель?
Зачем он идет на заведомое нарушение уже на этапе заключения договора?
Зачем демпинг своей отрасли?
Это для меня большая загадка, которая имеет ответ только в философии.
2.2. Оглашения и умолчания.
Строгость законов компенсируется необязательностью их выполнения – такова этика нашего общества.
Договор о ТО является оглашением.
А сумма ТО в 350р является умолчанием: что никакого ТО делать не надо – возите только документы.
Существуют такие работы по ТО, в рамках которых документы вообще высылаются по почте и объект месяцами не видит представителя Исполнителя, поскольку 350р не хватит даже на бензин доехать на объект.
Умолчания могут быть скрыты от Заказчика и Заказчик может искренне считать что работы по ТО стоят 350р.
2.3. Позиция государства.
Проблемные объекты, как описанные выше школы, тем не менее, продолжают работать.
Никто не выделит деньги на доведение СПА до соответствия нормам.
Никто и не будет выполнять эти работы бесплатно.
И никто их не закроет.
Тут то и проявляется позиция государства – оно тоже вступает в систему оглашений и умолчаний и само является источником морали «строгость законов компенсируется не обязательностью их выполнения». Замкнутый круг.
2.4. Особенности общества.
Итак, можно утверждать, что никто не выполняет закон в полном объеме.
Заказчик не может выполнить вообще все законы (а не только касающиеся СПА), потому что его деятельность тогда окажется не рентабельной
Исполнитель находится в таком же состоянии.
И такая позиция государства, констатированная Президентом в тезисе «Снипы-Хрипы».
Но глупцы, кто мысленно тут кидают камень в Президента (как политический символ): чтобы не говорить потом «мы не знаем общества, которым управляем» и нужно констатировать факт текущего состояния. Именно от факта и строятся изменения.
И есть подозрение, что все меняется именно сейчас.
И главное не прозевать, когда умолчания перестанут действовать.
2.5. Место представителя Заказчика.
При выявлении проблем в системе СПА во время проверки органами вопросы возникнут, в первую очередь, к Заказчику (а не к обслуживающей организации).
А виновным окажется, если что, представитель заказчика.
Так что Вы, как представитель заказчика должны понимать это.
Как также и то, что ваше назначение может оказаться – быть виновным.
А ваша зарплата может оказаться не платой за труд, а платой за риск или взяткой за подпись.
И вам самим решать кто вы: инженер, игрок или преступник.
2.6. Не добросовестность и безответственность.
Предполагаю, что Заказчику все, написанное выше, до лампочки - это все проблемы исполнителя: он же заключил договор, и ему платят. Но такая позиция тут же прилетает Заказчику назад бумерангом.
Скорее всего, Заказчик заключит договор о ТО СПА с уже опытным Исполнителем. Исполнителем, который уже очень много раз слышал это от заказчиков. И поэтому, поверьте,
Но так и должно быть в отношениях двух хозяйствующих субъектов – не правда ли.
Но хорошо, если договор не содержит умолчания.
А если в момент заключения договора оба субъекта параллельно заключили сделку с совестью, а потом начинают предъявлять претензии друг к другу – то никакая добросовестность родиться из этого не может.
Получается что Добросовестность - обоюдосторонняя категория.
И применение этого слова не уместно в данном контексте.
А уместно применить слово Безответственность.
3. Особенности договорных отношений Заказчика и Исполнителя.
3.1. Сроки.
Исполнитель обязуется прибыть на объект в течение заданного времени, оговариваемого в договоре.
Часто это сутки.
Но встречаю и требования Заказчика, чтобы срок реагирования был 3 часа. Никогда не участвую в такой разводке.
Некоторые Исполнители же подмахивают такие договора - и потом хлебают горя.
Каковы же причины «проблемных сроков»?
А причины таковы, что существует требования, чтобы приборы СПА устанавливались в месте круглосуточного дежурства персонала.
Современные приборы управления СПА требуют достаточно серьезной квалификации персонала объекта.
На практике оказывается, что или в местах установки приборов управления СПА вообще нет персонала или в качестве персонала выступает уборщица.
В итоге СПА сработала, а некому даже понять: это сработака на пожар или неисправность.
Или работает оповещение в супермаркете, а нет никого, кто бы мог это оповещение выключить.
Звонят Исполнителю – а он и не обязан прибыть немедленно. Ведь это проблема Заказчика, что у него тупые представители.
3.2. Взаимная порука.
Из описанного выше возникает круговая порука.
Исполнитель идет на встречу Заказчику - и прибывает мгновенно, чтобы вырубить оповещение.
В ответ Заказчик идет на встречу и позволяет отключить сработавший шлейф без выявления пи устранения причины сработки.
(Действительно – как же эта система всем надоела.)
Происходит это не осознанно – ни Заказчиком, ни исполнителем.
Но происходит.
3.3. Документы.
Уже упоминал, что часто проекта на СПА не бывает в наличии у представителя Заказчика.
Это вина Заказчика.
Но должно быть еще достаточно много других документов на СПА: cписок зон СПА, порядок действий при сработке СПА, журнал отказов СПА.
Эти документы могут или быть неправильно оформлены, или вообще отсутствовать.
Представитель Заказчика должен уметь отслеживать этот момент.
3.4. Персонал исполнителя.
Работы по ТО в РФ в большинстве случаев сопутствующие остальной деятельности исполнителя. Или Исполнитель в качестве представителя использует случайного человека – кто лишний, или вообще шабашника.
Поэтому в большинстве случаев персонал, прибывший на объект в качестве представителя исполнителя проблемный.
И с этим ничего не поделать.
3.5. Не добросовестный Заказчик.
Такое бывает не реже, чем недобросовестный Исполнитель.
Если вы окажетесь представителем такого Заказчика – могу посочувствовать.
Потому что крупные сетевые игроки, во первых, назначают стоимость работ по ТО меньше рентабельности. Но это не страшно – это проблемы Исполнителя (хотя и Вам достанется).
А вот то, что ВСЕ предшествующие этапы жизненного цикла системы СПА происходили по такой же схеме означает, что НИЧЕГО НЕ РАБОТАЕТ И РАБОТАТЬ НИКОГДА НЕ БУДЕТ!
Такой заказчик ищет не исполнителя работ по ТО, а терпилу, с которым можно заключить договор, используя умолчания, а потом, пользуясь своей юридической мощью, требовать от исполнителя работать бесплатно.
Недобросовестный Заказчик недобросовестный во всем, в том числе и к Вам – Вы и будете отвечать за экономию.