Предварительный анализ предстоящщих изменений нормативных документов позволяет предположить что: противопожарные системы будут стоить дороже, приборы будут сложнее, датчики будут дороже.
На чьи же плечи лягут дополнительные затраты?
Следствия новых ГОСТ и СП.
Обзор изменений сделан в статьях Новый ГОСТ на ППК, ППУ и ППКУП и "Что нас ждет в новом СП5".
Рассмотренные в этих статьях изменения приведут к следующим последствиям.
1. Датчиков нужно будет меньше.
Но уменьшение количества датчиков не приведет к уменьшению стоимости оборудования - наоборот: теперь датчики должны быть, в большинстве случаев, адресными и со встроенными изоляторами.
А вот на стоимость работ уменьшение количества датчиков повлияет прямо пропорционально, ведь единственный параметр, определяющий стоимость работ - количество точек.
2. Датчики будут адресные и с изоляторами.
Действительно, в нормах четко просматривается гильотина, делающая применение не-адресных датчиков на большинстве объектов не имеющим смысла. Кроме того, количество требующихся изоляторов линии будет столько, что станет целесообразным применение датчиков со встроенными изоляторами.
ИПР вообще будут только со встроенными изоляторами.
3. Пожарные приборы станут еще сложнее.
И без того ставшие достаточно сложными приборы станут еще сложнее.
Таких работ как программирование и пуско-наладка не существует - эти работы входят в стоимость точки.
Теперь этих условно-бесплатных работ станет больше.
4. Специфические требования станут более четкими и более обязательными.
Строгость норм всегда компенсируется необязательностью их исполнения. Теперь не исполнять нормы станет сложнее: специфические требования станут прописаны более четко и более однозначно.
Больше действий по исполнению требуют больше времени и более высокой квалификации исполнителей.
Нынешнее состояние дел в противопожарных системах.
Противопожарные работы, которые выполняются не обращая внимание на всякие там нормативные нюансы (лишь бы внешне работало), выгоднее других видов работ.
А выполнять те же противопожарные работы, но в полном соответствии существующим нормам, вообще экономически не имеет смысла.
Одни и те же противопожарные работы могут быть как очень выгодными, так и совсем убыточными.
В результате открытого тендера находится золотая середина - никто же не думает что работы будут проводится в убыток?
Так на чьи же плечи ляжет подорожание?
Теперь эта золотая середина смещается непонятно куда. Мало того, что уже введённые нормы до сих пор не очень выполняются, так и введение новых происходит на волне экономического спада, если не сказать коллапса.
Может на плечи заказчика? Ну это вряд-ли. Открытый тендер приводит к экономии на спичках, а конкуренция и отсутствие должного спроса на работы приводит к тому, что исполнители идут на поводу шантажа заказчиков.
Может на плечи монтажных организаций? Монтажные организации и так работают на будущее (которое у них вряд ли наступит) - не работать же им в убыток.
На плечи монтажников? Я вас умоляю.
Вот посмотрите на такой простой пример монтажа световых и звуковых оповещателей (СЗУ).
Монтаж СЗУ, как пример степени соответствия ГОСТ, СП и РЭ.
Стоимость монтажных работ определяется стоимостью точки подключения устройства и колеблется 100р-300р за точку. Стоимость зависит от условий, требований к монтажу, организации работ.
Требования к монтажу предъявляют не нормы, а цена точки.
Последнее время вряд ли цена точки будет больше 250р (если не кинут).
Положительно сказывается на заработок количество датчиков, отрицательно - количество табло и СЗУ.
Да, СЗУ - это пассив. Даже если под точкой подразумевается просто одно СЗУ.
Но по нормам надо же устанавливать не просто одно СЗУ.
Вот смотрите.
Контроль линии оповещения СЗУ, подключенных к оборудованию Болид, предполагает установку в каждое СЗУ модуля контроля нагрузки. Чтобы установить модуль контроля нагрузки требуется монтажная коробка. Монтажная коробка должна быть огнестойкая и огнестойкая коробка по вменяемой цене - это Гефест, в которой вообще ничего нельзя нормально подключить.
По правилам необходимо установить само СЗУ, распределительную огнестойкую коробку Гефест, модуль подключения нагрузки. К этому добру надо протянуть ОКЛ, да ещё и настроить как СПЗ.
И все это за 200-250р точка?
Вам самим не смешно?
И это самый простой пример.
Я не говорю уже про ситуации, когда происходит управление сложным оборудованием по сложному сценарию, да еще когда проектные решения откровенно тупы.
Кто должен разгребать - монтажник?
Новая реальность.
Можно предугадать следующее развитие событий.
1. Более выраженное разделение объектов на два условных типа - "государственные" и "частные".
На одних в смету будет заложено выполнение работ как положено, на других - как придется. Все участники рынка, имеющие отношение к объектам второго типа, автоматически станут преступниками нарушителями.
2. Квалификация исполнителей работ и их качество еще больше упадет - благо режим самоизоляции потребует рабочих рук в других направлениях систем безопасности. Причем упадет на объектах обоих типов - заложенные в смету дополнительные средства будут съедены прокладками и питающимися откатами паразитами.
3. Вероятность неработоспособности противопожарной системы станет больше.
Будут ли вообще приняты эти все изменения в ГОСТ, СП и т. д.?
Может показаться, что размышления в статье "Зачем Государству нужна пожарная сигнализация" теперь вообще не актуальны - и пожарная сигнализация в новой реальности станет вообще не нужной.
Но я так не думаю.
Технические средства слежения и контроля в новой реальности получат новый импульс к развитию и требования к противопожарным системам пойдут вверх просто в тренде, ведь не может же быть такого, что ЛПР знают ситуацию на местах.