Самая большая неопределённость в новых нормах СП 484.1311500.2020 связана с вопросами организации пожарного поста - помещения с круглосуточным пребыванием обученного персонала. Попробуем разобраться с какой целью была внедрена эта неопределённость.
(Картинка из руководства пользователя пультовой программы мониторинга стационарных объектов)
Вопрос диспетчеризации и мониторинга рассмотрю с разных сторон: с нормативной стороны, в социальном смысле, и с точки зрения применимых технических средств.
Нормативные особенности в части требований к диспетчеризации и мониторингу.
Не знаю есть ли где-то в нормах определение диспетчеризации и мониторинга, но под первым я понимаю передачу сигналов диагностического характера, которые упрощённо называют "Неисправность", а под вторым - передачу сигналов тревожного характера, которые можно упрощённо назвать "Пожар".
Тогда Наблюдение = Диспетчеризация + Мониторинг.
Диспетчеризация требует высылку на объект технических специалистов в определённое время по событию, и консультацию эксплуатантов здания что им делать.
Мониторинг требует в ответ на чрезвычайную ситуацию быструю высылку группы реагирования соответствующей компетенции и оснащения.
Но рассмотрим СП 484.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования" на предмет сигналов диспетчеризации и мониторинга:
3.22 пожарный пост: Специальное помещение, оборудованное приборами приемно-контрольными пожарными и/или приборами пожарными управления (или их выносными панелями индикации и/или управления), с круглосуточным пребыванием обученного дежурного персонала.
5.12 ППКП и ППУ, функциональные модули индикации и управления, ИБЭ следует устанавливать в помещении пожарного поста. Допускается установка указанных устройств в других помещениях при одновременном выполнении условий:
а) обеспечение указанными устройствами уровня доступа 2 (для лиц, ответственных за пожарную безопасность объекта, т.е. лиц, уполномоченных на принятие решений по изменению режимов и состояний работы технических средств) и уровня доступа 3 (для лиц, осуществляющих техническое обслуживание и наладку СПА объекта);
б) обеспечение передачи всех извещений, предусмотренных указанными устройствами, на пожарный пост с целью отображения световой индикации и звуковой сигнализации, а также обеспечения функций ручного управления, регламентируемых национальными и межгосударственными стандартами.
При отсутствии на объекте круглосуточного пребывания дежурного персонала требования к пожарному посту предъявляются только в части, касающейся помещения и размещения оборудования в нем.
5.15 Пожарный пост (при его наличии) должен располагаться на первом или цокольном этаже здания. Расстояние от двери помещения пожарного поста до выхода из здания должно быть не более 25 м.
В СП484 определён даже термин СПИ - система передачи извещений. Однако поиск по документу показывает, что термин СПИ присутствует в документе один раз и никак не используется - видимо задел на будущее.
Существует также проект свода правил Системы передачи извещений о пожаре, который так и не вступил в действие (см. ссылки в конце статьи).
Коллизии нормативных документов в сфере пожарных постов и передачи извещений.
В СП 484.1311500.2020 присутствует огромная лингвистическая коллизия. Сперва мы говорим, что пожарный пост - это помещение с круглосуточным пребыванием обученного дежурного персонала. А потом опровергаем это, заявляя что при отсутствии на объекте круглосуточного пребывания дежурного персонала требования к пожарному посту предъявляются только в части, касающейся помещения и размещения оборудования в нём.
То-есть как бы подразумеваем пожарный пост без круглосуточного пребывания дежурного персонала.
Я думаю, что сие недоразумение оформлено специально, дабы закон временно был дышлом: и для критических объектов можно было требование применять по полной, а для всяких ларьков и т. п. - не по полной. И я подозреваю, что это будет временное явление, которое закончится внедрением мониторинговых систем диспетчеризации повсеместно.
А вот если применить это требование по полной к объектам без круглосуточного пребывания обученного персонала, то окажется, что требуется куда-то на какой-то пульт централизованного наблюдения (диспетчеризации и мониторинга) передавать не просто сигнал "Пожар" (и может быть сигнал "Неисправность", чего я ни разу не видел), а все сигналы, которые выводятся на панели ППКП в различимом, а не обобщённом, виде.
Для осуществления такой передачи необходимо уже не просто канал передачи состояния шлейфов устройства объектового оконечного, а передаче всех событий, возникающих в СПА.
Итак, если на объекте отсутствуют круглосуточные специально обученные люди, то все события, возникающие в системах противопожарной автоматики (СПА) о состоянии системы сигнализации (СПС) и средств противопожарной защиты (СППЗ), требуется передавать в такое помещение, в котором круглосуточные специалисты присутствуют.
Отмечу, что в ГОСТ Р 53325–2012 "Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования" есть часть 9 "Системы передачи извещений о пожаре", в которой сформировано требование передачи на пульт пожарного мониторинга тревожных извещений о пожаре, неисправностях приемно-контрольного пожарного прибора и неисправности линий связи с ним.
Причём, пульт пожарного мониторинга и пожарный пост - это не одно и тоже. То-есть даже если имеется пожарный пост всё равно нужно ещё передавать сигнал на пульт пожарного мониторинга.
Напрашивается введение термина пожарный пульт централизованного наблюдения (ППЦН), объединяющей в себе пожарный пост и пульт пожарного мониторинга.
В текущей редакции ГОСТа Р 53325–2012 нет требований по детализации информации от СПА, СППЗ и СПС объекта - этот вопрос остается на усмотрение проектной организации, но я ни разу не видел чтобы сигнал "Неисправность" передавался в пожарный ПЦН, не говоря уже о диагностических сигналах и конкретизации сигнала Пожар до отсека, зоны или датчика.
Интеграция средств автоматики отдельных объектов в единую диспетчерскую службу.
Всё больше убеждаюсь, что системы противопожарной автоматики, удовлетворяющие СП484, без специально обученных людей их эксплуатирующих - это от лукового.
Под эксплуатацией понимается непрерывный круглосуточный контроль состояния системы с соответствующим реагированием на отклонение от нормы, а в идеале - действие по полному функционалу управления эксплуатацией сложных технических систем жизнеобеспечения.
И, как уже обнаружил выше, даже в нормативах речь идёт совсем не о передаче всего лишь одного сигнала «Пожар» диспетчеру охранного ПЦН, имеющего лицензию пожарного мониторинга. Передаваться должны все сигналы состояний, которые требуется передавать в помещение дежурного персонала - то есть практически транслировать все сообщения, выводимые на панель пожарного прибора приёмо-контрольного и управления (ППКПИУ).
Практика показывает, что даже трансляция ленты событий пожарного прибора на телефон уже значительно облегчает контроль за состоянием системы объекта, который собираешься посещать не чаще чем раз в месяц.
Люди и системы.
Кстати, совсем не зря в нормативных документах всегда присутствует требование к передаче сигналов состояния систем в помещение с круглосуточным дежурным персоналом, хоть и не в чёткой лексической форме. Если это требование выполнить честно (буквально), то придётся именно что организовывать полноценную диспетчерскую службу.
Ведь неквалифицированный пользователь даже отключить сработавшую зону контроля современной противопожарной системы (ЗКПС) не сможет. А тем более если пользователь системой на объекте практически отсутствует. Всё это приводит к тому, что рост сложности системы приводит к уменьшению вероятности, что система отработает так как надо в случае чего: хотим как лучше, а получается как всегда.
Но не посадишь же на каждом объекте круглосуточный персонал соответствующей квалификации - для большинства объектов, существующих в рамках концепции "выгодно продать"("рыночная экономика"), это будет непомерной тратой.
Поэтому и закрываются глаза на не соответствие систем нормативным требованиям в плане вывода сигналов и поста пожарной охраны - дать возможность закрыть глаза и есть цель внедрения нечётких формулировок.
Хотя ...
Цифровизация строительной отрасли и ЖКХ в России обойдется в 393 млрд руб. до 2030 года, следует из документов Минстроя, с которыми ознакомился “Ъ”. Большая часть, 375 млрд руб., придется на ЖКХ. Министерство планирует обязать ресурсоснабжающие организации (РСО) и управляющие компании (УК) за свой счет устанавливать датчики интернета вещей на своей инфраструктуре. Для этого потребуются изменения в законодательство по тарифообразованию. Но сами поставщики ресурсов возражают, что с ними проект согласован не был, а темпы роста тарифов на ЖКХ и так высокие.
www.kommersant.ru/doc/4917669
Речь идет о четырех основных проектах, самый дорогой из которых — «Цифровая инфраструктура ЖКХ».
Последний проект подразумевает разработку и внедрение типовых систем управления снабжения ресурсами — например, передачу в реальном времени данных о состоянии инженерных систем ресурсоснабжающих организаций (водоканал, теплоснабжение, городское освещение и т. д.) в единую государственную информационную систему. Для этого планируется использовать IoT: интеллектуальные приборы учета, умные датчики, системы контроля зданий и т. д. Управлять системой будет оператор, который будет отвечать в том числе за их анализ.
Если такое можно планировать для счётчиков, то почему нельзя для средств обеспечения безопасности или инженерных систем здания? Тем более, что для учёта ресурсов внедрение централизованной системы кажется бессмысленным и не имеющим явной цели, если только не предполагается в будущем убрать посредников между государством и человеком, а всех промышленных потребителей сделать государственными.
Самым смешным является требование к оператору - отвечать за анализ данных учёта потребления. Это вообще какая-то профанация. Я делал несколько проектов системы учёта ресурсов, и заказчик так прямо и говорил - эта система проектируется, потому что такие требования к комплекту документов, но внедряться не будет. Я даже на одном объекте видел такую систему внедрённой, но никто не знал что делать с этими собранными данными.
А это потому, что данные системы учёта ресурсов необходимо анализировать автоматически и централизованно.
Но раз уж осуществляются шаги по внедрению систем централизованного оперативного сбора информации (СЦОСИ), то не следует ли позаботится, чтобы организуемые каналы передачи информации соответствовали и требованиям к СПИ систем СПА и СППЗ.
И нормальным решением тут оказывается организация одной круглосуточной службы по эксплуатации систем на нескольких различных объектах.
Центральная служба эксплуатации сложных систем жизнеобеспечения зданий.
Собственно так уже и должно быть - такой службой есть обслуживающая организация. Но это так себе служба, ведь общение организации с объектовой СПА должно происходить не раз в месяц или по заявкам, а круглосуточно.
Чтобы всё заработало как надо, плясать нужно от средств мониторинга и диспетчеризации - и уже на эту ось нанизывать систему.
Инфраструктура вместе с персоналом тут будут центром концентрации компетенций (ЦКП) - и это будет естественный способ укрупнения производителей противопожарных работ: так сказать монополизация по белому - вокруг предмета, а не символа.
Ведь можно обязать собственника иметь не договор о ТО, а договор о мониторинге. Когда-то давно сталкивался с таким на практике, о чём писал в статье Фантазии о правильном вводе в эксплуатацию системы пожарной сигнализации.
Договор о ТО же будет частью договора на мониторинг, который, по сути, будет договором о компетентном инженерном обеспечении (КИО). Формально конечно можно разрешить иметь различные договора, как сейчас и обстоят дела. Но сейчас передаётся лишь один сигнал. При полноценном инженерном мониторинге вряд ли возможно разделение процесса на ТО и мониторинг, как отдельные сущности.
Более того, центр компетентного инженерного обеспечения эксплуатации (ЦКИОЭ) будет и компетентным органом, проверяющим пуско-наладочные работы (ПНР) прежде чем принять себе сигналы диспетчеризации и мониторинга. В идеале ЦКИОЭ и будет делать ПНР, и даже сможет замкнуть на себя проектные работы.
Я уже рассматривал единый центр диспетчеризации (ЕЦД) в статье Разлад в системах централизованного наблюдения и мониторинга или зачем нужен АСУД. С тех пор ничего не изменилось.
Общие требования представлены в СП 134.13330.2012 «Системы электросвязи зданий и сооружений». правильное название рассматриваемой системы, согласно этому документу - автоматизированная система диспетчеризации и управления инженерным оборудованием (АСУД).
АСУД должна обеспечивать централизованный мониторинг, диспетчеризацию и управление оборудованием инженерных систем комфорта среды обитания и безопасности эксплуатации зданий, включая эксплуатацию лифтов.
С АСУД может интегрироваться ряд других систем электросвязи зданий и сооружений, что отражено в СП 134.13330.2012:
- системы локальной автоматизации технологического оборудования (в части передачи информации о работе систем и тревожных ситуациях в АСУД);
- система двусторонней голосовой связи между диспетчером объекта и зонами безопасности инвалидов, а также лифтовыми холлами, где могут находиться инвалиды;
- система диспетчеризации подъемных платформ для инвалидов и маломобильных групп населения;
- система видеоконтроля работы подъемных платформ для инвалидов и маломобильных групп населения;
- система доступа в подъезд для инвалидов и маломобильных групп населения.
Централизованная система пожарного наблюдения(ЦСПН).
Но попробую рассмотреть вопрос объединения систем в единую службу лишь в сфере СПА, ведь, в соответствии с СП484:
5.21 СПА не должны выполнять функции, не связанные с противопожарной защитой, за исключением следующих функций, использующих общие исполнительные устройства:
- трансляция музыкальных программ, рекламных и информационных объявлений, иных сообщений, связанных с гражданской обороной и чрезвычайными ситуациями;
- управление водоснабжением объекта;
- управление естественным проветриванием здания;
- управлением общеобменной вентиляцией здания.
Конечно это требование содержит неприятное требование - невозможно использовать единые линии передачи информации для всех систем, но это не точно - в не вступивших в силу СП на СПИ нет таких требований.
То есть у диспетчера, обеспечивающего взаимодействие дежурного оператора с объектовыми СПЗ, скорее всего будет отдельная "пожарная" СКАДА на отдельном АРМ. На больших объектах, где без СКАДА никак, уже наблюдается тенденция наличия двух АРМ с отдельными СКАДА: чисто пожарной, и под все остальные системы автоматики.
Поэтому в свете рассмотрения объединения пожарных постов нужно рассматривать способы интеграции нескольких объектовых СПА, выполненных на оборудовании различных производителей, в одно целое.
Чем это не ещё один способ укрупнения по белому, причём уже на основе алгоритмов будущего, а не анахронизмов типа аттестации проектировщиков МЧС?
Или чем это не дверь для входа на рынок сперва системного интегратора, а затем уже и поставщика оборудования.
Но на данный момент для реализации такого замысла не готовы ни люди ни системы. Поэтому и нормативная база не даёт зелёный свет. Что делать с людьми я уже писал в статье Воспитание, как компонента профессионального технического образования. А вот что делать с системами? Как что: системы всегда соответствуют имеющимся в наличии людям, и даже больше - реальность всегда соответствует коллективным помыслам людей.
Пока же рассмотрим что есть сейчас.
Диспетчеризация СПА в реальности.
Ранее рассматривал диспетчеризацию состояния объектовых СПА без организации стационарного ПЦН, на основе облачных сервисов производителей средств мониторинга при помощи мобильного приложения ПЦН в кармане.
Теперь рассмотрю этот вопрос с другого ракурса - круглосуточный пожарный пост, включённый в диспетчерский пункт других систем для нескольких объектов, на который осуществляется передача потока событий от нескольких СПА, а также передачу управляющих сигналов из пожарного поста в объектовую СПА.
Такое явление как АСУД уже присутствует в московских новостройках. Видел не один проект и даже делал такие. Вот только, насколько я понял по реализации - это чисто номинальные проекты для галочки. Оборудование даже будет закуплено и смонтировано, превратившись в металлолом. Также во многих проектах видел заложенную заранее диспетчеризацию, без привязки к возможностям местной ПЦН.
А ведь на этапе проектных работ поставщик услуг мониторинга уже должен быть определён для выбора соответствующего оборудования.
Проанализировать существующие технические средства передачи потока событий от ППК на ПЦН пытался в статье Дистанционный мониторинг состояния адресной системы Рубеж. Один из вариантов реализовывал на практике, о чем читайте в статье Облачный мониторинг GeoRITM событий прибора Рубеж-2ОП.
Но в той статье я был ограничен задачей использовать облачный сервис производителя, при помощи которого транслировать события на мобильный телефон представителю обслуживающей организации.
Если же задаться целью организации стационарного поста в пожарном ПЦН, то выбор технических решений оказывается вроде как больше, но не все они выглядят применимыми сразу.
Собственно практически все производители оборудования уже предлагают и ПЦН в кармане и стационарный пост, но вот не всё оборудование совместимо друг с другом.
Нам же необходимо, чтобы оборудование поста могло принять потоки событий от распространённых ППКП различных производителей и отобразить их в едином интерфейсе.
Собственно начать можно с двух производителей СПА: Болид и Рубеж. При подборе оборудования для ПЦН в кармане обнаружил, что многие производители имеют как решение для диспетчеризации оборудования Рубеж, так и оборудования Болид.
Рассмотрю конкретные технические решения в следующей статье.
Обсудить в телеграм: https://t.me/fil_tec/844
Дополнительные материалы.
Этапы пути к пожарному мониторингу.
Проект ГОСТ Свод правил Системы передачи извещений о пожаре Нормы и правила проектирования.
ГОСТ Р 53325–2012 требования к системам передачи извещений о пожаре.
Системы диспетчеризации Взгляд производителя и интегратора.
Системы передачи извещений о пожаре в свете проекта межгосударственного стандарта.