Я не буду рассматривать ТРВ представляющие собой прибитый к потолку "баллон" с мыльной водичкой и создающим давление пиропатроном (модуль пожаротушения), ибо считаю что они предназначены лишь для формального соблюдения требований, а не для тушения действительных пожаров. Речь пойдёт о системах пожаротушения, представляющих собой стационарно размещённые большие тяжелые баллоны под давлением (тоже модули пожаротушения), объединённые в батареи, от которых осуществлена разводка трубопроводов по потолку к оросителям (по типу спринклерной системы пожаротушения).
Централизованные ТРВ
Буду называть системы пожаротушения, представляющие собой большие баллоны под давлением с огнетушащим веществом (ОТВ), "централизованными", хотя это будет не нормативная терминология. Нормативная же терминология, согласно "СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (далее СП485) следующая:
6.4.2 АУП-ТРВ подразделяются:
(по давлению в диктующем распылителе или в корпусе модуля) на:
низкого давления - до 2 МПа включительно (АУП ТРВ НД);
высокого давления - более 2 МПа (АУП ТРВ ВД),
(по конструктивному исполнению) на:
модульного типа (АУП ТРВ МТ);
агрегатного типа (АУП ТРВ АТ).
То есть, и подвесные баллоны с пиропатроном и баллоны под высоким давлением называются одинаково - модулями пожаротушения. Соответственно и системы маркируются одинаково - ТРВ МТ ВД (модульного типа, высокого давления). Разница между ними в первую очередь в цене. Централизованно размещённые модули существенно дороже. Но я считаю что такие системы и существенно надёжнее.
ТРВ подземной парковки
Применение ТРВ с централизованно размещаемыми модулями пожаротушения особо актуально для подземных парковок. Для таких объектов собственно имеется три альтернативы пожаротушения: водяное, порошковое, ТРВ. После того как присутствовал на подземной парковке, на которой случайно сработало четыре модуля порошкового пожаротушения, больше не рассматриваю порошковое пожаротушения для парковок, ведь в случае реального пожара, если до сработки пожаротушения у людей ещё есть возможность покинуть помещение, то после сработки такой возможности уже нет.
ТРВ для подземных парковок по сути является вынужденной альтернативой спринклерного водяного. А актуальность такой альтернативы обусловлена тем что спринклерное пожаротушение требует дико большого резервуара с водой. Согласно методике расчёта пожаротушения водой из СП485, систему пожаротушения парковки требуется обеспечить расходом 30 л в минуту в течении 60 минут, а значит требуется резервуар 108 кубов (тысяч литров). Зачастую размещение такого резервуара либо сильно портит прилегающую территорию, либо требуют выделение площадей помещений, которые могли бы принести пользу. Пожаротушение же в системах ТРВ за счёт мелкой дисперсности и поверхностно-активных добавок требует кратно меньше воды.
Если сравнивать по стоимости только лишь центральную часть оборудования двух вариантов – насосную станцию пожаротушения и батареи модулей ТРВ - то разница в цене сильно в пользу насосной станции водяного пожаротушения: станция будет стоить около 2-3 млн рублей а батарея модулей - 10-15 млн. Но если учесть дополнительные факторы, которые надо обеспечить для водяного пожаротушения – удаление всего объёма низвергающейся воды, два ввода питания насосной станции по первой категории, большого резервуара с водой – то стоимости примерно сравниваются. Конечно система водяного пожаротушения будет надёжнее модулей ТРВ, даже централизованного размещения. Но издержки с резервуаром большого объёма нивелируют выгоду по надёжности. И именно из-за объема резервуара появляется необходимость искать альтернативы.
Стандарт частной организации имеющий силу закона
Собственно всё подробно рассмотрено здесь
Я же приведу короткие итоги.
Для водяного пожаротушения в СП485 чётко прописаны методики расчёта расхода воды и гидравлического расчёта трубопроводов. Для ТРВ же в СП485 нет никакой конкретики, а всё отдается на откуп предприятия-изготовителя оборудования. Выглядит это так:
6.4.3 В дополнение к требованиям настоящего раздела при проектировании АУП-ТРВ допускается руководствоваться СТО, согласованными с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области пожарной безопасности, при подтверждении положительными результатами огневых испытаний применительно к группе однородных объектов либо к группе однородной пожарной нагрузки.
6.4.7 Гидравлический расчет модульных АУП-ТРВ должен производиться по методике производителя или иной организации, верифицированной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения пожарной безопасности.
6.4.8 Начальное давление на диктующем распылителе АУП-ТРВ геометрические параметры распределительных сетей АУП-ТРВ должны приниматься и производиться по ТД разработчика и/или предприятия - изготовителя этих АУП или распылителей.
Специальные технические условия (СТО) в контексте ТРВ получили название «стандарт организации» - понятия, которые вводятся Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Статья 6. Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности
1. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий:
1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона;
2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Стандарт организации разрабатывается производителем оборудования, и после согласования становится фрагментом свода правил (для данного оборудования). То есть согласованный с компетентными органами стандарт организации фактически имеет силу закона. Согласование же представляет собой доказательство предприятием специальному органу МЧС что так пожар будет потушен.
И если обратиться к производителям оборудования ТРВ на предмет проектного решения по применению их оборудования, то в большинстве случаев будет представлен: и утверждённый стандарт организации, и расчёты, и проектное решение. И кто бы знал что тут имеется подвох.
Формальная незаконность любой ТРВ модульного типа
Спор на эту тему начался в конце прошлого 2024-го года. И спор идёт вокруг довольно таки мутного по своим формулировкам письма Разъяснение МЧС России №43-5806-19 от 17.09.2024 о соблюдении законодательства РФ.
По этому поводу распространено два противоположных мнения:
1) какое то там письмо не может отменять закон задним числом, так что мы проектировали ТРВ и будем проектировать впредь, до внесения изменений в свод правил;
2) начиная с 17.09.2024 года применение любой модульной ТРВ в проектах незаконно.
Неправильны оба мнения.
Письмо то на самом деле ничего нового в законодательство не вносит - оно лишь обращает внимание на то что законодательство Российской Федерации является обязательным для исполнения в полном объеме (тоже мне новость), в том числе и некий Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.11.2022 № 1161 "Об утверждении Порядка согласования стандартов организаций, содержащих требования пожарной безопасности".
Но приказ и есть закон. А в этом приказе в самом конце есть такой пункт:
3.15. Уполномоченным структурным подразделением центрального аппарата МЧС России ведется реестр согласованных стандартов, который размещается на официальном сайте МЧС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Сам пункт казалось бы ни к чему не обязывает: кто-то где-то когда-то будет вести какой-то реестр – ну и флаг им в руки, это ведь наверное неплохо будет.
Но в начале приказа говорится что
2. Пункты 2.2 и 3.15 Порядка вступают в силу с 1 марта 2024 г.
Письмо же особо обращает внимание что все пункты этого приказа обязательны к выполнению. И нужно как-то догадаться что этот последний пункт оказывается следует понимать как неотъемлемую часть алгоритма порядка утверждения, так что
с 1 марта 2024г. только те стандарты организаций по проектированию ТРВ считаются утверждёнными, которые попали в список на странице сайта МЧС Реестры согласованных стандартов организаций, содержащих требования пожарной безопасности.
Все остальные стандарты организации, технические наработки и оборудование на складе превращаются в тыкву.
Почему этот простой факт не следует прямо из кучи букв сводов правил, приказов и писем – тайна за семью печатями.
В списке на сайте МЧС есть (всего лишь!) 10 утверждённых СТО, и 3 из них касаются ТРВ. Но одно из них, "НТО Пламя", касается пожаротушения кабельных сооружений в метро, а два других - "FOGSTREAM® PRO" и "BONTEL" - это ТРВ агрегатного типа. ТРВ агрегатного типа в своём составе должны иметь насосы порядка 100 атм - понятно что цена такого гаджета будет заоблачной. Там правда есть ссылка на страницу "Перечень стандартов организаций, содержащих требования пожарной безопасности к автоматическим системам противопожарной защиты, не вошедшие в реестр до 1 марта 2024 года", но что именно это значит непонятно. Итого
ТРВ модульного типа на данный момент все являются незаконными
Кому и зачем это надо
Если искать благие намерения, то наверное идёт борьба с одноразовыми системами пожаротушения, работающими по типу «пшик», когда сработка системы длится секунды, после чего повторная сработка возможна лишь после длительных и сложных манипуляций с накачиванием давлением. А чтобы с водой не выплеснуть ребёнка и ищется баланс, ведь в борьбе за безопасность жизнедеятельности можно ненароком вообще запретить любую жизнедеятельность всем тем, у кого нет собственного печатного станка или доступа к вертолётным деньгам. И получится как в песне из культового фильма: "если вы не живёте, то вам и не то вам и не то вам и не умирать".
С другой стороны, подземная парковка не такая уж и необходимая опция, как и вообще автомобиль.