
Противопожарные клапана находятся на стыке разных инженерных систем и разделов проекта. Этим фактом и обусловлены основные трудности с их применением на объектах.
В предыдущей статье "Как управлять и контролировать противопожарные клапана" были выяснены разные способы управления клапанами. Разные способы тянут за собой и разные неожиданные проблемы.
И действительно, сами клапана поставляются на объект и устанавливаются по проекту вентиляции жестянщиками. Для них что клапан, что короб - все одно и тоже.
Подключением занимаются электрики по проекту ЭОМ.
Заставить это все работать должны слаботочники по проекту ОАВ (общей автоматизации) или и того хуже - по проекту АПС.
Естественно в это время нет уже на объекте ни жестянщиков ни электриков и нес кого спрашивать, если что.
1. Проблемы с механикой клапанов огнезащиты и противодымной вентиляции.
Для правильной работы системы автоматизации привод клапана должен корректно выдавать своими концевыми переключателями хода сигналы "Закрыт" или "Открыт".
Но не тут то было. Часто одно из положений клапан не выдает. То уплотнитель не дает приводу дойти до крайнего положения, то привод был надет не в момент крайнего положения заслонки - и концевики выдают что попало.
А бывают случаи, когда конструкция клапана вообще не дает приводу совершать полный ход от и до перещелкивания концевиков. Приводу нужно 90 градусов, а заслонка клапана имеет ход 70 градусов.
Все эти проблемы, конечно, решаются - либо настройкой механической части клапана, либо вынужденным отслеживанием состояния по одному, работающему концевику. Второе состояние клапана вычисляется, как инверсия, отслеживаемого корректно состояния.
2. Невозможность согласовать модуль управления с приводом клапана.
Модуль управления клапаном, как и положено, контролирует целостность цепей управления клапаном. В большинстве случаев это силовые цепи. С клапанами Belimo нет проблем. А вот с их более дешевыми аналогами наступают сложности.
Модуль управления клапаном, в момент движения, начинает считать, что произошел обрыв линии управления клапаном.
И это самый легкий случай.
Бывает, что реверсивные привода клапанов (дымоудаления или подпора воздуха) начинают двигаться хаотично в случайном направлении. Дойдя до крайнего состояния происходит движение в обратном направлении до окончания запрограммированного времени управления. И заслонка клапана находится в случайном положении.
Производители клапанов пытаются учесть все это.
Болид для С2000-СП4 предлагает применять нормальные привода или же такие решения:
Каких схем подключения только не приходится придумывать!:
В итоге на объектах можно увидеть такую картину:
Резистор нагревается до температуры плавления пластика.
Иногда приходится применять конденсатор.
Хуже всего, когда долгие пляски вообще не приводят к результату, например с приводами Siemens.
Единственный вариант - применение промежуточного реле между модулем управления клапаном и клапаном:
Но это жестокий вариант.
3. Пуск мощного вентилятора при закрытом клапане.
Хорошо, когда вентилятором дымоудаления или подпора воздуха и соответствующим клапаном управляет один шкаф ШУПД или ШУПВ. В таких шкафах нормального производителя реализована вся требуемая логика.
Но это всего лишь один из возможных способов управления противопожарными клапанами.
Последнее время чаще встречаются распределенные системы, когда вентилятором управляет одно устройство, а клапаном - другое устройство. Это адресные системы пожарной сигнализации, за логику работы сетевых устройств которых отвечает сетевой контроллер.
Тогда клапаном управляет МДУ (модуль дымоудаления), вентилятором - ШУВ (шкаф управления вентилятором), а команды им подает прибор приемо-контрольный по адресным линиям связи или в виде коммутируемых состояний на линии управления.
Сценарий управления, когда запуск вентилятора происходит по состоянию клапана "Открыт", намного сложнее реализовать (если вообще возможно), чем запуск вентилятора по истечению заданного предполагаемого времени открытия клапана.
Скорее всего будет реализован тот сценарий, который надежнее (читай - проще).
А что будет, если клапан не откроется, а вентилятор запустится?
Если это система вентиляции - ничего страшного: вентсистема длинная (большой объем), а вентилятор маломощный.
Если это дымоудаление в многоэтажном доме - тоже будет только необычный звук: вентилятор не сможет создать достаточного (для проблем) разряжения в большом объеме воздуха длинной и широкой шахты дымоудаления.
Подпор воздуха в тамбур лифта тоже можно включать без опасений, не контролируя, открыт ли клапан подпора воздуха или нет.
Но бывает мощное дымоудаление и мощный подпор воздуха с мало-объемным коробом между вентилятором и клапаном. Это, например, подпор воздуха на лестничную клетку, огнезадерживающие клапана (ОЗК) на коробе воздушного отопления или дымоудаление из подземной парковки.
Истории про то, как складывается короб дымоудаления - слышал.
А то, как вываливается заслонка клапана подпора воздуха на лестничную клетку - видел сам.
4. Не реализуемая логика работы подпора воздуха.
Подпор воздуха в помещение это не такая простая задача, как может показаться. Цель подпора воздуха - создать требуемый избыток давления в защищаемом помещении по отношению к помещению, откуда может происходить угроза задымления.
Но между помещениями есть дверь - и это несет в себе массу сюрпризов.
Дверь нужно открывать/закрывать даже в момент пожарной тревоги - как иначе будет происходить эвакуация?
Так вот, при закрытой двери и при открытой требуются разные мощности подпора воздуха.
Это достигается либо применением двух разных вентиляторов, либо устройством еще одного клапана для сброса избыточного давления из помещения с подпором воздуха.
И тот и другой способ основываются на управлении режимом дымоудаления по сигналу датчика открытия двери. Возможно существует и способ управления по измерению давления, но это нужен очень точный датчик.
Понятно что это достаточно сложный сценарий управления и не во всех системах реализуем штатным возможностями.
Сам был свидетелем невозможности открыть дверь в тамбур лифта из-за того, что ее прижало разностью давлений, когда включился подпор воздуха.
5. Нет устройства управления в щите подключения клапанов.
Обычное дело.
Огнезадерживающие клапана подключаются по проекту ЭОМ. Это нехитрые устройства. Они закрываются под действием возвратной пружины при снятии напряжения.
В проекте ЭОМ каждое направление огнезадерживающих клапанов подключается через автомат.
В проекте АПС от слаботочного реле идет стрелка в проект ЭОМ на отключение ОЗК.
Как все это будет работать - неизвестно. Не может слаботочное реле отключать силовое питание ОЗК.
Остается только решить - кто купит и установит пускатель, которого нигде нет и без которого никак не обесточить клапана ОЗК.
6. Привод клапана живет не долго.
Недавно наблюдал и такое явление.
Перестали открываться клапана ОЗК. При снятии питания они закрываются, а при подаче питания - начинают жужжать и не открываются.
Все бы ничего, но эти ОЗК установлены на толстенном и коротком коробе воздушного отопления, идущим из котельной.
И уже однажды короб вздуло из-за не открытия клапанов и его пришлось чинить.
Проблема была в том, что по началу эксплуатации клапана, вроде как, и открывались худо - бедно.
И претензии прилетали слаботочникам.
Лишь спустя время три из четырех ОЗК сдохли окончательно и открывались при подаче напряжения только при помощи воротка.
На радость слаботочников.
А что жестянщики?
Ни в ус не дуя заявили, что заказчик сам виноват, решив выбрать дешевые приводы противопожарных клапанов вместо Belimo.
В этих, дескать, даже шестеренки пластиковые.
Не уверен точно, но кажется название клапанов было Nanotek BLF230 B.
Но что говорить, если приводы воздушных клапанов можно купить на AliExpress за 2350р.