Современные системы аудио трансляции можно использовать, как для музыкальной трансляции, так и для речевого оповещения о пожаре.
Но совмещение делается редко - обычно на объекте две отдельные аудиосистемы. А если и делается, то не правильно.
Попытаемся выяснить почему.
И действительно, аудио оборудование производители позиционируют как "системы для оповещения и музыкальной трансляции".
Более-менее большая аудио система состоит из набора блоков, монтируемых в стойку.
Блоки выбираются, исходя из масштаба и функционала аудио системы.
Различие в системах музыкальной трансляции и речевого оповещения.
1. Качество звука музыкальной трансляции должно быть высоким, в то время как для речевого оповещения достаточно прохрипеть невнятным дребезжащим голосом.
2. Контроль линий в системе оповещения обязателен со всеми вытекающими сложностями.
3. Огнестойкая кабельная линия для системы оповещения и обычный ШВП для музыкальной трансляции - огромная разница.
4. Расстановка динамиков в системе музыкальной трансляции должна обеспечить мягкое ровное покрытие всего помещения, а для оповещения преследуется цель минимизации количества динамиков.
5. Мощность трансляции музыки не должна искажать звук, а мощность оповещения должна обеспечить требуемый уровень и делается максимальной, вплоть до перегрузок усилителя и дребезжанию динамиков.
6. Резервирование питания требует наличия большого числа аккумуляторов и дополнительных источников питания.
7. Жизненный цикл системы музыкальной трансляции требует периодических модификаций, а система речевого оповещения создается раз и в нее больше никто не лезет и не выделит ни копейки.
Все эти особенности приводят к тому, что одинаковые с виду системы оповещения и музыкальной трансляции оказываются совершенно разные.
Что нужно, чтобы система музыкальной трансляцией стала системой речевого оповещения.
Любая стойка оборудования, собранная для осуществления музыкальной трансляции, может стать годной и для речевого оповещения о пожаре всего лишь добавлением нескольких специализированных блоков.
1. Блок пожарной тревоги.
На этот блок подаётся сигнал тревоги из пожарной системы.
При подаче тревоги на вход тревоги блок прерывает музыкальную трансляцию, включает по заданному (в блок) алгоритму воспроизведение записей тревожных сообщений и коммутируют соответствующие направления оповещения.
Блок пожарной тревоги должен соответствовать требованиям к прибору пожарного управления и иметь сертификат этого соответствия.
В любом случае, блок пожарной тревоги должен быть.
2. Блок реле.
Лини оповещения подключаются не напрямую к усилителю, а к блоку реле.
Этот блок нужен чтобы включать/выключать направления трансляции на панели управления селектора каналов или из блока пожарной тревоги по алгоритму оповещения.
В системе музыкальной трансляции блок реле не обязателен.
Если система используется и для оповещения, то не все помещения требуют трансляции музыки и рекламы. И эти направления выключены.
При сигнале "Пожар" должны включиться все направления. Это и делает блок реле.
3. Блок проверки линий оповещения.
Линии направлений оповещения подключаются даже не к блоку реле, а к блоку проверки линий оповещения.
Блок измеряет импеданс - сопротивление линии оповещения переменному току.
Сопротивление переводится в Ватты звуковой мощности. Чем больше сопротивление - тем меньше мощность.
Обычно сопротивление линии с высоковольтными трансформаторными речевыми оповещателями 6-20 Ом.
Пользователю не показываются Омы - система сразу переводит их в Ватты и ими и оперирует.
На дисплее показывается суммарная мощность оповещателей - примерно 15-75Вт.
Блок проверки линий один раз в заданный период отключает линии оповещения от трансляции для измерения в них сопротивление, сравнивая с эталоном. При отклонении регистрируется неисправность и выдаётся сигнал «Авария линий оповещения».
Все вместе эти дополнительные блоки стоят более 100000р. Поэтому можно видеть использование системы оповещения без этих блоков.
Система оповещения без необходимых блоков.
Старые системы оповещения всегда совмещены с музыкальной трансляцией.
Это было выгодно в следствии того, что не надо было соблюдать многие требования к системе речевого оповещения о пожаре. То-ли требований этих тогда не было, то-ли про них никто не знал.
По сути, планировалась и внедрялась система музыкальной трансляции, а функции оповещения она выполняла по совместительству как придется.
Оповещение без блока пожарной тревоги.
Старые системы речевого оповещения можно встретить практически все без блока пожарной тревоги.
Как же осуществляется оповещение без блока пожарной тревоги?
Тут два способа:
1. Источником тревоги является программа музыкальной трансляции.
Самая распространённый подход к музыкальной трансляции - программный подход. На компьютере запущено две программы.
Одна из запущенных программ музыкальной трансляции - это специальный плеер для проигрывания плейлиста со вставками рекламы.
Другая программа - AMS16 - работает с PCI-платой дискретного контроллера ввода-вывода и умеет проигрывать файлы тревожных сообщений, осуществлять коммутацию и совершать другие действия по расписанию, сигналу или алгоритму.
Например, можно в 8:00 во все зоны осуществить один раз проигрывание файла Gimn.wav.
Или проиграть файл Alarm.wav восемь раз при замыкании контактов входа на плате реле пожарной сигнализации.
RS16(AMS16) для WINXP
Распространенные семейства плат PCI-7230 и PCI-7430.
Плата вставлялась в компьютер. Аудиовыход компьютера подавался на вход микшера стойки музыкальной трансляции.
Плата шиной подключалась к селектору каналов стойки, и зоны можно было включать железными кнопками на селекторе или виртуальными кнопками в программе.
Плата имеет вход тревоги, а алгоритм тревожного оповещения реализован в программном обеспечении.
Контакт пожарной сигнализации подает внутрь программы сигнал "Пожар" и она, в соответсвии с настройками, запускает файлы с записью тревожных сообщений и включает зоны оповещения.
Предполагалось, что совместно с платой будет применяться блок аварийного резервирования, например ROXTON EC-8116.
Блок аварийного резервирования при потере связи с программой в случае сбоев в работе компьютера автоматически берет управление на себя и упрощенно выполняет алгоритмы программы.
На тот момент это было бы нормальное решение, но блок аварийного резервирования все равно по факту отсутствовал. Наверное потому что его цена составляет 67000р. Неплохая экономия на гаджете, назначение которого вряд ли кто раскусил - резервирование еще какое-то.
Сейчас, скорее всего, такой подход, даже с наличием блока резервирования, не очень соответствует нормам, поскольку блок аварийного резервирования не является ППУ (пожарным прибором управления) и должен использоваться совместно с блоком пожарной тревоги.
Подробнее о контроллерах PCI-7230-7432-7433 и программно-аппаратном комплексе серии AMS16 на странице сайта производителя систем трансляции www.escortpro.ru/page/support/software
Современные устройства для организации описанного функционала, соответствуещего нормам - это аварийный переключатель на 16 зон ROXTON-INKEL IES-9116, который работает совместно с аварийной панелью ROXTON-INKEL IEP-9216.
Цена этих устройств, кстати, около 13000р каждого.
Для сопряжение с компьютером потребуется блок управления ROXTON RS-8108 и программный комплекс Roxton-Soft.
2. Источником тревоги является простейший прибор речевого оповещения.
Последнее время происходит обновление программного обеспечения систем оповещения музыкальной трансляции объектов, в результате чего становится невозможным использование программы RS16(AMS16).
Во первых, эта программа уже с Windows 7 работала не очень. Да и программа музыкальной трансляции уже совсем другая и транслирует музыку и рекламные блоки из Ip сети.
Приезжает однажды на объект обслуживающая организация - а оповещение не работает, поскольку стоит новый компьютер с Windows 10 и совсем другая программа музыкальной трансляции.
Какое дело системному администратору супермаркета (обычно на его плечах лежит музыкальная трансляция) до какого-то там речевого оповещения: он взял и выкинул старый компьютер на помойку.
Современные программы, аналогичные RS16(AMS16) и работающие с современной Windows, требуют уже совсем другого железа.
100000р никто никогда не выделит на модернизацию.
Но есть выход.
В системах музыкальной трансляции у микшера-предусилителя несколько аудиовходов, которые имеют разный приоритет.
Берётся прибор "Рокот" или "Соната" и выход аудиосигнала тревоги подаётся на самый приоритетный вход системы музыкальной трансляции.
При появлении на этом входе аудиосигнала начинает транслироваться именно этот аудиосигнал.
Пожарная сигнализация управляет простейшим прибором оповещения, активируя его аудиовыход.
Конечно такой подход имеет сопутствующие проблемы в виде срыва в трансляцию наводки радиосети.
Но проблема решаема при помощи реле.
Стоит ли говорить, что оба этих способа не соответствуют актуальным на данный момент нормам?
Работа оповещения без блока реле.
Удивительно, но видел решение вопроса коммутации направлений оповещения без блока реле - при помощи релейных расширителей "С2000-СП1" и "УК-ВК".
Там правда пришлось даже то-то паять.
А что делать, если открытие завтра, а блок реле прощелкали еще на этапе проектирования и совершенно неожиданно оказывается что без него никак.
Работа без блока контроля линий.
Тут вообще происходит все просто: нет блока контроля - нет проблем, связанных с контролем.
Даже если блок имеется в наличии - часто ему не могут дать ладу и выключают, чтоб не пищал и не нервировал охрану.
Атак то при тяп-ляп монтаже блок контроля линий может попить достаточно крови.
Смею утверждать что всегда при активации контроля линий как положено начинаются проблемы с гуляющим импедансом пока не будут найдены все косяки, что очень и очень не просто.
Почему редко прибегают к совмещению систем речевого оповещения и музыкальной трансляции?
Этому способствуют весьма весомые аргументы:
1. Проектирование, внедрение и обслуживание систем производят совершенно разные организации.
2. Различия в системах приводят к разным кабельным линиям и расстановке оповещателей.
3. Есть дешевое оборудования для оповещения о пожаре, не требовательного к качеству звука - моноблочных приборов, в которых совмещены все блоки, и дешевых динамиков низкого качества звука.
4. Стоимость двух независимых систем трансляции и оповещения соизмерима со стоимостью одной, учитывающей и требования к музыкальной трансляции и требования к системе оповещения.
Можно сказать больше - сейчас даже не ставится вопрос о том что система может быть совмещенной.